В этом разделе:
2024
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
Главная  →  Новости  → Первое правило самомотивации - не демотивируй себя

Первое правило самомотивации - не демотивируй себя

19 апреля 2020


Авторы: Т. Николаева, Д. Николаев (Центр "Аналитик")

Эпидемиологический мировой кризис закономерно повлек за собой другие кризисы - финансовый, социальный, системы здравоохранения. Для многих неожиданным оказалось ещё одно последствие пандемии коронавируса - кризис продуктивности в самоизоляции. 
Многие из нас, переходя на удалённый график работы / учёбы или в вынужденный отпуск, рассчитывали на повышение эффективности труда и на стремительное саморазвитие. Однако реальная продуктивность домашней занятости далеко не у всех оказалась даже удовлетворительной. Судя по постам в социальных сетях, разочарование своими способностями к самоорганизации в целом оказалось настолько велико, что впору говорить о полноценном кризисе.
У недостаточной эффективности деятельности в домашних условиях много причин. В нашей серии статей мы попытаемся рассмотреть основные и, самое главное, попытаемся сформулировать базовые правила для повышения собственного КПД.
Активность человека всегда вызывается какими-то потребностями, нуждой в чем-то. Нет нужды - нет активности. Поэтому когда мы занимаемся деятельностью - учёбой, работой – мы всегда стремимся удовлетворить какие-то свои потребности. Например в саморазвитии, принадлежности к коллективу, в деньгах и т.п.
Важно отметить здесь несколько фактов:
Первое. Потребностей у нас много, их сила и актуальность меняются во времени. 
Второе. Действуя, мы, как правило, удовлетворяем не одну, а несколько потребностей - например, осваивая онлайн какой-либо учебный курс, я одновременно удовлетворяю потребности в получении нового знания, саморазвитии, опосредованно - в признании (со стороны родственников и близких), а еще рассчитываю, что это поможет мне в будущем в построении карьеры или даже смене профессии.
Третье. Любая деятельность не только удовлетворяет какие-то потребности, но и какие-то депривирует . На нас, как на тело в школьном курсе механики, действуют разнонаправленные силы. Какие-то из  них мотивационно нейтральны, то есть никак не влияют на трудовую или учебную мотивацию. Это могут быть, например, потребность в кислороде, любви и т.п. Другие - повышают мотивацию. Третьи - снижают наше желание трудиться. В итоге можно сказать, пользуясь той же аналогией с механикой, что человек движется в направлении результирующей всех действующих на нас сил. Если доминируют мотивирующие факторы, его мотивация к деятельности будет расти, и человеку захочется посвящать ей как можно больше времени. Если, напротив, преобладают демотивирующие факторы, мотивация будет снижаться. 
В условиях самоизоляции основными демотивирующими трудовую или учебную деятельность факторами скорее всего будут:
1. Если вы живёте с детьми - потребность быть хорошим родителем, уделять им больше времени. Ведь ими теперь не занимается школа или университет. То же самое относится к заботе о других близких - супруге, престарелых родителях. 
Эта потребность становится ещё более, в сотни раз актуальнее, если кто-то из родственников в это непростое время захворал. Тут уже явно не до самосовершенствования. 
2. Потребность решать необходимые бытовые проблемы - от приготовления еды на всю семью и на 3-4 приёма пищи в день (в кафе уже не сходишь)  до когда-то отложенного мелкого ремонта (все равно дома сижу, почему бы не подклеить/подкрутить?).
3. Потребность в безопасности - в связи с де-факто предкарантинной обстановкой нужно не только продумать, но и предпринять конкретные действия по обеспечению себя и близких разумным запасом гигиенических средств, продуктов питания, быстро расходуемых бытовых товаров, медикаментов.
4. Актуализируются и другие, очень разнообразные, потребности, связанные с возникшими ограничениями. Например, человек может переживать за свое рабочее место (вокруг столько разговоров об увольнении) и о падении семейных доходов. Негативные эмоции может вызывать срыв долгожданного проекта, невозможность вернуться вовремя из командировки, перенос свадьбы, отмена празднования дня рождения ребёнка и т.п. Рушащийся бизнес - один из мощнейших демотивирующих факторов. 
Демотивация потребностей всегда вызывает негативные переживания. Это отвлекает от работы и учёбы, упорно занимает все поле вашего внимания. 
Из сказанного выше можно сделать следующие практические выводы:
1. Уровень мотивации зависит не только от силы мотивирующих факторов, но и от силы демотивирующих. Понятно, что в первом случае зависимость прямая, во втором - обратная. 
2. Если при наличии мотивирующих (побуждающих к деятельности  факторов) вы раз за разом находите для себя отговорки, оправдывающие бездействие, значит, демотивирующие факторы доминируют над побуждающими. 
3. Изменить это соотношение можно усиливая побуждающие факторы или (а лучше и) ослабляя демотивирующие. 
4. Ну и, собственно, ключевой вывод, представляющий собой первое правило самомотивации: не демотивируйте себя. Этот тезис, вынесенный в заголовок статьи, представляет собой парафраз высказывания российского психолога Д. А. Леонтьева. 
Как это возможно?
А) Делай что должен, и будь что будет. Не тратьте время на переживания о том, чего вы не можете изменить. Никаких истерик и упаднических настроений! Используйте медитативные и иные техники саморегуляция для контроля над собственным эмоциональным состоянием. 
Б)  Составьте список необходимых дел на неделю и на каждый день. Распределите дела по степени значимости. Отложите те, что могут подождать (отклеившийся кусок обоев в условиях кризиса точно не является первоочередной заботой). Остальные дела распределите по времени (опыт составления распорядка дня из пионерской юности, если он есть, - в помощь). Распределите их и между членами семьи (не пришло ли время вашему ребёнку осваивать премудрости кулинарии?). 
Раньше ваш день подчинялся рабочему графику, теперь ориентиры задать можете лишь вы сами. Дайте всем потребностям свое время. 
В) В здоровом теле - здоровый дух. Четверть часа, потраченные на зарядку, вернутся сторицей. А вот распитая на двоих бутылка алкоголя может серьёзно снизить вашу завтрашнюю продуктивность. 
Г) Мир в доме рождает мир в душе. И наоборот. Сейчас не время конфликтовать и выяснять отношения, это должны понимать все в семье. По крайней мере, попытаться объяснить это нужно. 
Д) в любой ситуации у вас должно быть некоторое время, чтобы отвлечься от забот и перевести дух. Пусть это будет лишь полчаса в день или даже 15 минут. Потратьте их на то, что даёт вам силы, вдохновляет вас. Откройте любимую книгу с любой страницы, возьмите кисти и краски, включите старый, родной ржачный сериал или поиграйте с домашним питомцем. 
Помните, что просмотр роликов на ютубе или серфинг в социальных сетях - это не про отдых.
Систематическое выполнение этих нехитрых действий способно серьезно снизить проявленность демотивирующих факторов. А, значит, повысить вашу мотивацию к трудовой или учебной деятельности. 

blog comments powered by Disqus