Главная  →  Новости  → Андрей Мозолин: Задача аналитика - встать на позицию «диверсанта»

Андрей Мозолин: Задача аналитика - встать на позицию «диверсанта»

4 июля 2019

В екатеринбургском Доме журналиста состоялась презентация книги директора Центра «Аналитик» Андрея Мозолина «Аналитический Конструктор. Методы решения конфликтных ситуаций в общественно-политической сфере». Основу работы составили кейсы, описывающие ряд конфликтов в общественно-политической сфере Свердловской области в период 2012 – 2018 гг. Мы встретились с автором и попросили его рассказать о том, как работает методика и для кого она предназначена.

Андрей Владимирович, что же такое Аналитический Конструктор?

Если в двух словах, то это алгоритм, который позволяет быстро анализировать конфликтную ситуацию. При этом он дает возможность опираться на неполные данные, например, из СМИ и на их основе вырабатывать эффективные решения.

Как это происходит?

Если мы посмотрим на конфликты в сфере политики, то обнаружим несколько интересных закономерностей. Первое – большинство конфликтов поддаются классификации и группировке. Анализируя проблемные ситуации на уровне муниципалитетов, а таких кейсов у нас за последние 17 лет работы накопилось более полутора сотен, мы заметили, что количество типов конфликтов не такое уж и огромное.

Да, есть своя специфика у каждого города, но базовые модели во многом остаются неизменными. Например, противостояние между исполнительной и представительной властью выражается всего в трех типах, когда Глава «воюет» с отдельным депутатом, группой депутатов или председателем местной думы. Безусловно, могут быть вариации, появление различных коалиций и т.п. Однако на уровне основных участников остаются эти три модели.

А второе?

Второе еще интереснее. Если взять в качестве аналогии любую компьютерную игру – стратегию, то мы можем увидеть следующее. Есть понятное «игровое поле», которое живет по определенным правилам. На этом «поле» действуют участники, которые обладают, с одной стороны, определенными ресурсами, а с другой –стратегиями их использования.

Если с таких позиций рассматривать общественно-политическую сферу, то картина становится намного понятней. Есть политическое «поле», жизнь в котором определяется законодательными нормами, существующей практикой применения этих норм, а также спецификой территории. Участники, действующие на этом «поле», обладают вполне конкретными ресурсами и возможностями, которые они могут или не могут использовать.

Например?

Например, Глава города в большинстве случаев имеет доступ и влияние на такие ресурсы, как «Муниципальная газета» или «Администрация города». Если такое влияние есть, то с помощью той же газеты он обладает возможностью формировать мнение о работе депутатов и местной думы, оказывая на них позитивное или негативное воздействие. И такие «кластеры» - устойчивые группы ресурсов, можно обнаружить фактически у каждого участника конфликта.

Продолжая аналогию с игрой, можно еще один аспект сформулировать. Для каждого «игрока» характерен свой набор стратегий, который он может использовать. При этом, спектр этих наборов также достаточно ограничен, а потому во многих случаях их можно предсказать. Вот и получается, что если мы понимаем особенности «поля», характеристики «участников» и имеющиеся ресурсы, то появляется возможность оперативно разбираться с ситуацией. Грубо говоря отвечать на вопрос «Что происходит?»

А какие еще вопросы?

Любая аналитика в этой сфере должна отвечать на три основных вопроса. Первый мы уже назвали. А вот второй и третий – «Что будет?» и «Что делать?». Аналитический конструктор позволяет, извините за тавтологию, конструировать ответы на каждый из них. В основе этих ответов лежат методы, применяемые в стратегическом анализе, которые мы связали в единый алгоритм, позволяющий делать экспресс-оценку ситуации.

Что это за методы?

Ответ на вопрос «Что происходит?» строится на базе когнитивного моделирования. По большому счету, на политическом «игровом поле» мы расставляем участников и их связи с ресурсами, на которые они в состоянии влиять. Что касается второго вопроса, то здесь возможное развитие ситуации опирается на сценарный подход, включающий в себя трендовое и обратное прогнозирование. Это позволяет предположить возможные направления активности участников при условии как сохранения исходных условий в неизменном состоянии, так и при изменении факторов или возникновении действий одного или нескольких участников.

В свою очередь это дает дам возможность для ответа на третий вопрос – «Что делать?». Здесь мы использовали диверсионный анализ.

А можно о нем поподробнее?

Диверсионный анализ, основывающийся на методологии ТРИЗа, был разработан Б. Л. Злотиным в конце 70-х годов прошлого века. В США и Западной Европе метод известен под маркой Anticipatory Failure Determination.

По большому счету задача аналитика при применении этого метода состоит в том, чтобы встать на позицию оппонента, «диверсанта». В том смысле, что диверсия – это действие по полному или частичному выводу из строя какого-либо объекта. Объектом диверсии могут быть как любые системы в целом, так и их составные части, например, деятельность Главы города. И здесь задача состоит в том, чтобы выявить слабые места, как у «своего» участника, так и у оппонента, и разработать мероприятия и меры по нейтрализации рисков.

В своей книге я описал некоторые возможные действия, позволяющие Главе муниципалитета с меньшими затратами решить ту или иную ситуацию. Однако когда мы решаем конкретные кейсы для органов власти или бизнеса, то применение диверсионного анализа происходит в формате игры. У каждого участника свои цели, свой набор ресурсов и слабых мест, свои стратегии – когда это начинает применяться в игре, появляется и более полное понимание ситуации, и ее возможное развитие. В том числе становится понятно как потенциально будут действовать оппоненты. 

Вы сказали, что Конструктор работает и для решения конфликтов в бизнесе. Насколько адекватен он будет в этой сфере?

Начну с того, что сама идея создания Аналитического Конструктора выросла из системы подготовки антикризисных команд для бизнеса. Еще лет 15 назад мы работали с рядом крупнейших предприятий, где стояли задачи по нивелированию различных информационных, и не только, атак. Поэтому, скорее это применение тех наработок для общественно-политической сферы.

Сам подход достаточно универсальный. Однако надо понимать, что параметры «игрового поля» в политике и бизнесе будут серьезно отличаться. Более того, даже в рамках конкретных отраслей и рынков будут свои особенности и «участники». И это необходимо учитывать.

Что касается конкретного применения, то буквально две недели назад мы проводили тренинг на основе АК для одной крупной управляющей компании. По оценкам участников им удалось не только под другим углом взглянуть на свою работу, выявить слабые места и возможные риски.

На кого ориентирован, кому может быть полезен разработанный Вами алгоритм?

Применительно к моей книге, то всем тем, чья деятельность, так или иначе, касается общественно-политической сферы. Начиная с руководителей муниципалитетов, профильных департаментов региональных правительств, специалистов по GR и заканчивая студентами, которые изучают политологию, PR, государственное и муниципальное управление. Каждый сможет найти что-то для себя. Для кого-то это будет инструмент экспресс-оценки проблемной ситуации, возможные решения для конкретных конфликтов и ситуаций, а для кого- то примеры реальной практики общественно-политической сферы.

И последний вопрос. Какие планы?

Сейчас мы начали подготовку к следующей книге – «Аналитический Конструктор для решения конфликтов в бизнесе». Ориентировочно в начале следующего года эта работа будет закончена.

А пока – развиваем «политическое направление». Не так давно мы открыли сайт онлайн-школы, где будем учить аналитиков политических конфликтов.

Источник: https://agenda-u.org/news/andrey-mozolin-zadacha-analitika-vstat-na-poziciyu-diversanta?fbclid=IwAR0247HvUaAoOUHdqIX7mF_QPbGBfFBFvq3IJRN-ee0CYTPFoJcpO3pWqc4
blog comments powered by Disqus












Приобрести книгу «Аналитический Конструктор. Методы решения конфликтных ситуаций в общественно-политической сфере». Электронную версию издания можно приобрести здесь. Если Вам нужна бумажная версия, свяжитесь с нам.


 

С Продуктами Центра "Аналитик" Вы можете познакомиться здесь
Звоните:
+7-9222-055809
Пишите:
brains2@yandex.ru, centr.analitik@gmail.com