В самом авторитетном российском психологическом журнале «Вопросы психологии» опубликована статья Д. Николаева «Мультипарадигмальный анализ теорий мотивации персонала», посвящена анализу психологического содержания наиболее значимых теорий мотивации персонала.
Резюме номера: http://www.voppsy.ru/summ021.htm
Основные выводы по статье:
1. Проведенный автором анализ теорий мотивации персонала позволил выделить теоретико-методологические основания классификации данных теорий.
Содержательные теории мотивации формируются в рамках классического рационального мышления. Базовые теоретические положения таких теорий:
- целенаправленная активность личности инициируется в результате опредмечивания потребностей;
- психологическое воздействие на личность есть воздействие непосредственно на психику;
- результат психологического воздействия однозначен и принципиально прогнозируем.
Основными методами мотивирования сотрудника в рамках содержательных теорий выступают опредмечивание, удовлетворение и депривация его потребностей путем создания системы вознаграждений и наказаний.
Процессуальные теории мотивации опираются на неклассический подход к личности. Их базовые теоретические положения:
- человек действует, исходя не только из наличной ситуации, но и во многом из имеющегося субъективного опыта;
- психологическое воздействие не может осуществляться непосредственно на психику, существует дополнительное опосредующее звено (установка, деятельность и т.п.);
- результат психологического воздействия имеет вероятностный характер.
Основной метод мотивирования сотрудника в рамках процессуальных теорий – создание системы корпоративной (организационной культуры), транслирующей ключевые установки.
Реализуемые в отдельных ведущих мировых компаниях подходы к мотивации персонала выходят за рамки классической и неклассической парадигм и соответствуют третьей, постнеклассической научной парадигме. Соответствующие базовые теоретические положения:
- личность способна самостоятельно выбирать цели своего развития и пути их достижения, в определенных пределах самостоятельно корректировать особенности собственного поведения и психики;
- психологическое воздействие представляет собой помощь в выборе пути профессионального и личностного развития при «прохождении» ситуаций неопределённости, выбора;
- результаты психологического воздействия принципиально непредсказуемы, возможно лишь построение возможных сценариев при прохождении ситуаций выбора.
Основной метод мотивирования сотрудника – создание максимально благоприятных условий для развития, предоставление свободы выбора, свободы творчества, поддержка новаторства.
2. Существующие содержательные и процессуальные теории мотивации не используют всего объяснительно потенциала соответствующих парадигм, сосредотачивая свое внимание на отдельных детерминантах изучаемых мотивационных явлений.
Так, проведенное рассмотрение проблемы в рамках классической парадигмы позволяет утверждать, что:
- для формирования мотивации к трудовой деятельности может использоваться неограниченный спектр потребностей личности, а не узкий перечень, характерный для большинства содержательных теорий мотивации;
- трудовая деятельность может удовлетворять одни потребности личности и депривировать другие; при этом степень мотивированности будет зависеть не собственно от удовлетворяемых потребностей, но от соотношения субъективных значимостей удовлетворяемых и депривируемых потребностей.
Аналогично в рамках неклассической парадигмы можно выделить значительно большее количество установок личности, потенциально влияющих на мотивацию, нежели традиционно выделяется в рамках процессуальных теорий мотивации.
3. Становление постнеклассической науки не приводит к забвению неклассических подходов, которые в свою очередь не отрицают определенных положений классического мышления. Напротив, каждая последующая парадигма имплицитно включает в себя предшествующую в качестве частного случая, по сути формируясь на её основе и постепенно выходя за пределы привычного для «предшественницы» предметного поля.
В нашем случае теории мотивации, основанные на неклассическом подходе, не могут отрицать ключевую роль потребностей в инициировании направленной активности личности. Точно также постнеклассическая научная идеология подчеркивает опосредующую и стабилизирующую функции установок личности.
Безусловно, каждый парадигмальный «сдвиг» существенно усложняет картину мира, вводя в рассмотрение новые сущности, «добавляя» изучаемым объектам дополнительные степени свободы. Постнеклассические теории мотивации, вероятно, окажутся сложнее для восприятия и практического применения, нежели существующие содержательные и процессуальные. При этом такие теории должны предполагать возможность в зависимости от конкретной ситуации пренебречь теми или иными малозначимыми для данного случая обстоятельствами и упростить рассматриваемую модель, перейдя при рассмотрении конкретной задачи на уровень неклассической или даже классической научной парадигмы.