На самоизоляции мы вынуждены больше времени проводить со своими близкими, с которыми проживаем совместно. Если раньше общение происходило в основном по вечерам после работы и школы, да в выходные, сейчас взаимодействия стало куда больше. И не всегда оно проходит гладко. И в России, и в мире в целом отмечен резкий рост семейных конфликтов и домашнего насилия. Более того, генеральный секретарь ООН еще в начале апреля охарактеризовал ситуацию, как «ужасающую глобальную вспышку насилия».
Понятно, что, когда в отношениях с близкими беда, ни о какой самомотивации к деятельности не может быть и речи. Для эффективного и продуктивного труда нужна здоровая атмосфера.
Одной из причин роста конфликтов, безусловно, является тревога, которая вызвана сложившейся ситуацией неопределенности и ощущением потери контроля над своей жизнью. Об этом мы говорили в одной из предыдущих статей.
Но одной лишь потерей уверенности в завтрашнем дне резкий рост конфликтов и насилия объяснить невозможно. На психическое состояние самоизолянтов влияют специфические феномены, возникающие в условиях изоляции. Впервые эти явления были изучены психологами на экипажах космических кораблей, которые в течение длительного времени вынуждены жить полностью изолированно в небольших группах.
За последние два месяца все те, кто соблюдает режим самоизоляции, превратились в таких же космонавтов, запертых небольшими группами в изолированном пространстве. Или, скорее, не в космонавтов, а в «коронанавтов».
Какие же феномены, негативно влияющие на процесс общения и межличностные отношения, отмечают ученые у людей, находящихся длительное время в подобных условиях?
Оказывается, независимо от психических особенностей, возраста и уровня образования, нам, «коронанавтам», больше всего грозят три явления:
1. Астенизация нервной системы. Это состояние возникает на фоне длительного стресса и проявляется в повышенной возбудимости, эмоциональной лабильности, агрессивности, неадекватной реакции на мелочи и нервных срывах в ситуациях конфликтного взаимодействия. Такие явления проявляются у некоторых людей и в обычном состоянии, но в условиях изоляции они, во-первых, существенно усиливаются, а, во-вторых, возникают и у тех, для кого в принципе раньше были нехарактерны.
2. Информационная истощаемость. В условиях групповой изоляции, когда взаимодействие с людьми вне семьи ограничены, возникает ситуация «информационного голода». Этот «голод» мы пытаемся утолить за счет тех, кто рядом, – наших близких. На начальном этапе самоизоляции это может быть успешным – люди получают возможность «наговориться» с детьми, супругами, родителями. Однако, интенсивность такого общения очень быстро снижается, и достаточно быстро возникает ощущение, что говорить собственно больше не о чем. Но «информационный голод» вынуждает нас продолжать общение. В результате темы и мысли начинают повторяться, мнения по тому или иному поводу проговариваются вновь и вновь. Общение начинает напоминать воспроизведение заезженной виниловой пластинки. Частые повторения одного и того же надоедают, и в результате эмоциональный фон осложняется раздражительностью, нетерпимостью вплоть до конфликта и разрыва отношений.
3. Невозможность уединения. В условиях изоляции и замкнутого пространства небольшой квартиры члены семьи все время постоянно находятся вместе. В этой ситуации человек не может полностью расслабиться, полностью быть самим собой, со своими недостатками, он как бы надевает маску и играет роль положительного персонажа – хорошего супруга, заботливой матери, внимательного сына и т.п. Когда такая ситуация длится долго, у людей развивается острая потребность в уединении. Возникает сильное желание побыть в одиночестве. Если уединение невозможно, включаются особые формы поведения: полное отсутствие стеснения, бестактность, а с другой стороны, периодическая аутизация, «отключение», погружение в мир собственных переживаний. Исследования показывают, что особенно напряженно невозможность уединения переживается женщинами.
Что со всем этим делать?
1. Весьма желательна совместная деятельность, в которой принимали бы участие все члены семьи – настольные игры, приготовление пищи, разнообразное творчество.
2. Если есть деятельность, значит есть возможность обсуждать ее результаты, новые планы, успехи и неудачи. Чем не повод для общения на разнообразные темы?
3. Как бы ни было тесно, нужно искать возможности для того, чтобы каждый из членов семьи мог побыть в одиночестве хоть какое-то время. Хорошо вспомнить былое и вернуться к ведению дневника или, к примеру, начать жизнеописание самоизолянта – «коронанавта».
4. Нужно обсуждать проблемные моменты. Откровенный и конструктивный разговор (но не на эмоциях, а когда все успокоятся – это важно!) позволит снять недопонимание и решить проблемы во многих ситуациях.
5. Используйте современные технологии для общения вне семейного круга – болтайте по скайпу или зуму с родственниками, друзьями, коллегами. Поверьте, им тоже это необходимо.
6. Помните, что тяжело сейчас каждому. Сдержитесь лишний раз, сбавьте громкость, придержите эмоции. Берегите своих близких.
7. Если вы столкнулись с семейным насилием – не терпите, не пытайтесь «сгладить», перевоспитать. Единственный адекватный выход – уходить. К родственникам, друзьям, на съемную квартиру. Если ситуация безвыходная – звоните в общественные организации, которые окажут бесплатную помощь:
а) Консорциум женских неправительственных объединений http://wcons.net/uridicheskayapomochs/
б) Зона права +7 917 897-60-55 (обращение за юридической помощью в Whatsapp, Telegram)
в) Центр «Насилию.нет» +7 495 916-30-00, info@nasiliu.net
г) Центр «Сестры» — кризисная почта — online@sisters-help.ru — психологическая помощь, поддержка и предоставление информации пережившим сексуализированное насилие.
д) Центр против насилия в отношении женщин «АННА» (anna-center.ru; 8 800-7000-600 — Всероссийский телефон доверия для женщин, пострадавших от домашнего насилия, бесплатно с городских и мобильных телефонов)
е) Проект «Правовая инициатива», +7 499 678-21-37, +7 981 713-20-83 (смс и звонки)
ж) Женский кризисный центр «Китеж» +7 916 920-10-30 (Whatsapp)
з) Сеть взаимопомощи «ТыНеОдна», tineodna.ru, help@tineodna.ru
и) РОО ИНГО «Кризисный центр для женщин» в Санкт-Петербурге: 8 812 327-30-00, онлайн-приемная: https://crisiscenter.ru/, обращения в мессенджерах всех соцсетей, юридический чат в Whatsapp: 8 921 303-08-20