27 марта 2023 г. в Общественной Палате Свердловской области состоялось обсуждение доклада «Институционализация общественного контроля на российских выборах: этапы, формы и механизмы, перспективы развития» Ассоциации «Независимый общественный мониторинг». Доклад юбилейный – пять лет работы Ассоциации в новых условиях и форматах.
В экспертном заседании принял участие директор Центра «Аналитик» Андрей Мозолин.
Основные тезисы доклада
1. Обеспечение общественного контроля за формированием органов публичной власти является важным элементом политической системы и признаком ее зрелости, открытости и демократичности. Формирование условий для реализации всех форм общественного наблюдения является крайне важным для структур гражданского общества, обеспечивающих защиту избирательных прав граждан и государственных институтов, стремящихся к повышению эффективности выборных процессов.
2. Именно наличие независимого контроля за выборами со стороны профильных общественных структур, институтов гражданского общества с привлечением широкой сети экспертных и исследовательских организаций, является фактором устойчивости избирательной системы перед лицом внешних вызовов и глобальных общественно-по-литических угроз.
3. Система общественного наблюдения и контроля за избирательным процессом в России опирается как на национальный опыт организации наблюдения, так и на продуктивные мировые практики в данной сфере.
4. За прошедшие 30 лет институт общественного контроля в России прошел колоссальный путь развития. Установлена законодательная база, сформированы институциональные основы, создан работоспособный механизм общественного наблюдения, доказавший свою действенность. Особенностью российской системы является ее открытый характер, способность к постоянным изменениям, совершенствованию, формированию эффективных ответов на вызовы.
5. На современном этапе реализации общественного наблюдения и контроля за выборами, соблюдения законности и прозрачности основных избирательных процедур, в соответствии с действующим законодательством, выстроена система, включающая совместную деятельность различных институтов гражданского общества: общественных палат, экспертного сообщества, правозащитных структур, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, вовлеченных в работу по наблюдению и общественному контролю за выборами.
6. В Российской Федерации создана система общественного контроля за выборами, не имеющая аналогов в мировой практике как по масштабам деятельности, так и по институционально-правовому оформлению. В общественном наблюдении задействованы сотни тысяч наблюдателей, представляющих тысячи общественных организаций и движений. Разработана эффективная система обучения и методического сопровождения общественного наблюдения. Создана организационная, правовая и информационно-коммуникационная инфраструктура обеспечения общественного контроля.
7. Внедрение в российскую электоральную практику дистанционного электронного голосования (ДЭГ) наглядным образом демонстрирует адаптивность отечественной избирательной системы к изменениям, ее открытый характер, удобство для всех категорий избирателей, нацеленность на постоянное совершенствование. Использование и масштабирование применения ДЭГ ставит задачу создания механизмов общественного контроля за ДЭГ, развитие и совершенствование которых происходит по мере нарабатывания практики использования дистанционного голосования. Отдельной задачей является обучение наблюдателей, привлекаемых к работе по наблюдению за ДЭГ, освоение ими нового инструментария, цифровых технологий общественного контроля.
8. В настоящее время идет подготовка к первым выборам органов власти новых субъектов Федерации. К этим выборам приковано пристальное внимание всего мира. Выборы и их результаты будут иметь фундаментальное значение для развития избирательной системы России. Одним из ключевых направлений является совершенствование инфраструктуры общественного наблюдения, формирование корпуса наблюдателей и их обучение, интегрирование и развитие экспертного сообщества.
9. Институт общественного контроля за выборами в России — динамично развивающаяся система, позволяющая в полной мере защитить права всех участников избирательного процесса, обеспечить его открытость и прозрачность. Общественный контроль успешно прошел проверку временем, показав высокую степень эффективности в нестандартных и сложных ситуациях, в том числе в условиях пандемии и СВО.
10. С каждыми выборами институтом общественного контроля в России отрабатываются практики качественного и эффективного выполнения задач по защите избирательных прав граждан и других участников выборов, готовятся предложения по нормативному закреплению механизмов и процедур, способствующих развитию российской избирательной системы. Указанные задачи институционализации общественного контроля решаются как путем совершенствования правовых основ организации общественного контроля, так и за счет повышения эффективности самоорганизации структур гражданского общества, разработки и совершенствования общественных стандартов оценки и сводов этических норм наблюдения.