В ситуации неопределенности, которую, несомненно, вызывает пандемия коронавируса и связанные с ней социальные и экономические ограничения, проявляются специфические психологические феномены. Много говорится о психологических причинах роста семейного насилия, прокрастинации, снижения эффективности профессиональной деятельности на «удалёнке». Не так много информации о причинах резкого роста фейковых новостей, распространяемых не какими-то ботофермами или пранкерами, а обычными людьми, часто интеллектуально развитыми и вроде бы способными к критическому осмыслению происходящего. Интернет просто захлестнули волны конспирологических теорий, «сенсационных» интервью и «проверенного» инсайда. Весь этот поток информационного шлака не просто отвлекает, он прямо вызывает негативные эмоции, расходует психическую энергию, которую явно можно было бы использовать более продуктивно.
Почему образованные и вполне адекватные люди склонны всерьез воспринимать сведения из непроверенных источников, транслировать более чем сомнительные утверждения, принимать на веру мнения псевдоэкспертов? Одна из причин кроется собственно в ситуации неопределенности, в которой оказалось большое количество людей.
Вся наша культура на протяжении веков наделяла предсказуемость, определённость, стабильность исключительно положительными качествами, а неопределённость, непредсказуемость, хаос – исключительно отрицательными. Однако современная наука, начиная с работ бельгийского ученого, выдающегося методолога науки нобелевского лауреата И. Пригожина, упорно и аргументированно доказывает нам, что хаос и принципиальная непредсказуемость – это неотъемлемая часть нашей жизни.
Скажем, дальнейшее развитие ситуации с коронавирусом не могут предсказать даже профессионалы в вирусологии. Мнения серьезных экспертов серьезно расходятся. А еще более серьезные эксперты вообще воздерживаются от прогнозов и мнений до получения хоть сколь-нибудь полной информации. В результате большая часть населения Земли де факто находится на карантине, а чего ждать, что случится дальше и когда именно это «что» случится – совершенно неясно. До конца не понятен даже уровень опасности коронавируса – статистика смертности в разных странах отличается на порядок. Хаос!
Принять это непросто. У большинства людей неопределенность вызывает негативные эмоции – в спектре от легкой тревоги до паники. Как правило, стремясь избежать отрицательных переживаний, люди пытаются убедить себя в том, что они (или кто-то другой, более сильный и могущественный) полностью контролирует их жизнь. Как пишет в своей книге «Черный лебедь» Н. Талеб, «наш разум — превосходная объяснительная машина, которая способна найти смысл почти в чем угодно, истолковать любой феномен, но совершенно не в состоянии принять мысль о непредсказуемости».
Поскольку жизнь полна хаоса, часто тому, что происходит (собственно «черным лебедям» в терминологии Талеба) нет объяснения (временно или вообще, в принципе). Тем не менее, умные люди верят, что могут все объяснить. И объясняют, как могут. Чем умнее человек, тем лучше, логичнее выглядит при этом его аргументация.
Для обозначения этого явления социальные психологи Г. Келли, Ф. Хайдер и Л. Росс ввели понятие каузальной атрибуции. Это феномен межличностного восприятия, который заключается в интерпретации, приписывании тех или иных причин действиям других людей. При отсутствии достаточной информации о конкретном человеке либо о ситуации, в которой он находится, у нас почти всегда возникает искаженное понимание происходящего, мы произвольно приписываем его действиям те или иные причины. Более того, впоследствии мы оказываемся убеждены в правильности своих объяснений и даже отстаиваем свою правоту в спорах с окружающими.
К сожалению, этот феномен проявляется у людей независимо от их интеллектуального развития. Разница лишь в том, что глупые люди находят глупые объяснения происходящим процессам, а умные люди, соответственно, находят объяснения, выглядящие значительно умнее. Но оба типа объяснения, как правило, одинаково далеки от истины.
Поэтому оказываются так популярны фейковые теории о том, что коронавирус придумали американцы (китайцы, транснациональные корпорации и т.п.), что его вообще не существует, что его источником являются 5G вышки и т.д. Любопытную подборку подобных фейков опубликовал «Интерфакс» https://www.interfax.ru/russia/703023
Безусловно, это явление, которое можно назвать фейк-пандемией, не вызвано напрямую коронавирусом. Как точно подметил психолог Д.А. Леонтьев, «потребность людей в определенности картины мира сильнее, чем потребность в истинности этой картины или хотя бы в ее правдоподобии». Поэтому волны фейков проявляются в любых ситуациях неопределенности. Россияне старшего и среднего возраста хорошо помнят, как в 1990-х годах были востребованы услуги экстрасенсов, астрологов, медиумов, гадалок. В то же время резко увеличилось количество верующих различных религий. В ситуации катастрофической неопределенности люди пытались опереться хоть на что-то в построении собственной картины мира.
Безусловно, у каждого из нас свой уровень «переносимости» хаоса или, как говорят ученые, толерантности к неопределённости. У кого-то просто мир уходит из-под ног, когда он теряет контроль над событиями в своей жизни, а кто-то сравнительно неплохо себя чувствует, когда привычный мир того и гляди разрушится. Существуют тестовые методики, позволяющие выявить индивидуальный уровень толератности к неопредленности.
Как не стать жертвой фейк-пандемии?
Первым, и самым главным, на наш взгляд, шагом должно стать признание того, что:
а) не все явления мы можем объяснить, и более того, не все явления нужно пытаться объяснить (оставьте, вирусологию вирусологам);
б) мы не можем полностью контролировать свою жизнь и то, что происходит вокруг; но отсутствие контроля не является синонимом негатива, хаос зачастую приносит новые возможности, нужно лишь уметь их увидеть.
Разумным вариантом снятия напряжения от неопределенности (и, соответственно, избавления от лишних трат психической энергии) должны стать не «психологические костыли» в виде конспирологических теорий, а достижение состояния, которое философом А. Бадью названо «готовностью к событию», то есть готовностью увидеть и принять новые возможности, даже если они серьезно меняют наши прежние планы.