– Андрей Владимирович, в январе заканчивается ваш проект, первый студенческий
Чемпионат по решению конфликтных ситуаций. Если в двух словах, что можно сказать
про этот проект?
– Попробую в двух словах, хотя это будет очень сложно. Во-первых,
потому что мы достаточно долго шли к его реализации, и вся предыстория
чемпионата насчитывает лет пятнадцать, если не больше. А во-вторых, потому что
проект получился достаточно интересный. Я думаю не только для нас, его организаторов,
но и прежде всего для его участников.
Если все-таки попробовать кратко – двадцать команд, состоящих из
студентов ведущих вузов Екатеринбурга, придумывали, как могли бы побеждать в
публичных конфликтах органы власти, бизнес, политические партии и общественные
активисты. Всего было девять игр, в которых приняло участие 120 человек.
Действия команд оценивали эксперты, представляющие региональные и
муниципальные власти, депутаты областного и городского уровня, а также журналисты,
юристы, политтехнологи и т.д.
– А как это выглядело на практике?
– Для решений мы предлагали командам кейсы, например, связанные с
транспортной реформой или с принятием бюджета или с какими-то экологическими
конфликтами и так далее. Соответственно, команды должны были разработать свою
стратегию, свои ходы, которые эти, которые позволяли бы им решать свои задачи в
этой конфликтной ситуации.
– Например, какие?
– Например, у фактически любого главы города (а муниципальная
власть в наших кейсах всегда присутствует в публичных конфликтах, возможно,
поэтому они и публичные) задачи, как правило, достаточно стандартные. Сюда
входит сохранение на территории своего муниципалитета стабильную социальную экономическую
политическую ситуации.
Логика здесь понятна, когда в городе относительно тихо и спокойно,
представители власти могут эффективно работать, а жители чувствуют себя комфортно
их проблемы решаются.
Для решений этой задачи команда «Глава города» (как и все
остальные команды) обладает своими ресурсами, которые может использовать в
игре. В частности, привлекать для продвижения необходимой информповестки
муниципальные СМИ, депутатов городской думы, представителей партий и т.п.
Соответственно, оппоненты могут всем этим действиям активно противодействовать.
На самом деле, чтобы более детально разбираться с тем, как идет
игра, самое лучшее – это сыграть. Чемпионат стал тому реальным подтверждением.
Фактически все наши эксперты, которые были сначала на отборочных, а затем на
финальных играх, отмечали как вырос уровень команд, как усилилось понимание
сферы и публичных конфликтов.
– Таким образом, можно сказать, что Чемпионат и игры – это хороший
образовательный формат?
– Безусловно. Я думаю, что наши игры в этом смысле они достаточно
интересны еще и тем, что создают дополнительные мотивации для того, чтобы
разбираться в том, как на практике работают органы власти, причем, и муниципальные,
региональные, как могут действовать крупные бизнес-компании, как могут
действовать политические партии, общественные активисты для решения опять же
своих задач.
В ходе чемпионата эта мотивация безусловно присутствовала.
Повторюсь – мы видим достаточно серьезный рост наших игроков. Это даже не
только моя оценка, это оценка и всей команды, которая занималась подготовкой чемпионата,
но, прежде всего, это оценка наших экспертов.
– Вы сказали, что у чемпионата долгая история. Можно чуть
поподробнее?
– Наверное все началось еще лет двадцать назад, когда мы, Центр «Аналитик»,
начал работать с крупнейшими коммерческими компаниями и региональными органами
властями. Так получилось, что нам пришлось столкнуться с необходимостью
анализировать и разрабатывать решения для различных конфликтных ситуаций в
общественно-политической сфере. А поскольку чисто научные методы не слишком подходили,
то в итоге мы вышли на свою методику.
На основе порядка 200 кейсов, с которыми мы сталкивались, получилось
разработать алгоритм, позволяющий быстро, на основе неполной информации, отвечать
на несколько вопросов, необходимых для решения подобных конфликтов.
Например, первый вопрос – «Что происходит?». Здесь мы строим
модель ситуации, что в дальнейшем дает возможность понимать, как она
развивается, какие стратегии могут использовать участники конфликта и т.д.
Эта методика, которую мы назвали «Аналитический Конструктор», с
одной стороны, является основой системы обучения анализа и разработки решений
для публичных конфликтов. И сегодня мы учим не только студентов и магистров, но
и чиновников. Причем не только в нашей стране, но и за ее пределами.
А с другой – одним из элементов нашего алгоритма собственно и являются
игры, позволяющие моделировать, имитировать действия оппонентов в конфликте.
Наша методологическая база позволяет в итоге получать сценарии, имеющие высокую
степень совпадения с реальностью. Если говорить по-простому, сидя за столом и
играя в наши игры, можно с вероятностью до 85 процентов спрогнозировать, как будет
развиваться
– Последний вопрос. Вы сейчас рассказали предысторию проекта, но
чемпионат прошел. Будет ли какое-то продолжение? Какие перспективы у вашего
проекта?
– Конечно, перспективы и желание продолжать проект есть. Не хотелось
бы забегать вперед, но первая перспектива – мы хотели бы сделать наш чемпионат
уже не региональным, а федеральным. Работу в эту сторону мы сейчас потихоньку
начали.
Не думаю, что в этом году мы успеем решить все вопросы, связанные с
выходом на федеральный уровень. Надеюсь, что на следующий год такие возможности
у нас появятся.
Параллельно с этим, мы прорабатываем еще один проект, напрямую
касающийся чемпионата.
Прошедший чемпионат показал, что необходима более детальная
проработка вопросов подготовки команд и кураторов, требуется более детальное, глубокое
понимание функционирования общественно-политической сферы и т.п. Наш новый
проект, как раз должен позволить эти вопросы решить.
Я пока название проекта не буду говорить. Надеюсь, что ближе к
осени такая возможность появится. Будем не просто говорить, но и приглашать для
участия в нем, прежде всего, тех ребят, которые у нас играли в чемпионате, так и
всех тех желающих, кто хочет более глубоко разбираться в общественном
политической сфере, да и в целом развивать свои аналитические навыки.
Для справки
В Чемпионате приняли участие 22 команды и 120 участников,
представляющие Уральский федеральный университет (Департамент политологии и
социологии, а также Школу государственного управления и предпринимательства
ИнЭУ), Уральский институт управления – филиал РАНХиГС, Уральский
государственный аграрный университет и Уральский государственный юридический
университет.
В стратегических играх Центра «Аналитик» за период 2019 – 2024 гг.
приняли участие около1200 государственных и муниципальных служащих более 18
регионов Российской Федерации, а также более 2,5 тысяч студентов и
магистрантов.
Проект реализуется при поддержке Департамента внутренней политики
Свердловской области с привлечением средств Фонда президентских грантов.
Екатерина Мозолина