Во
втором выпуске «Хрестоматии» представлены выдержки из монографии Ellul, Jacques. Propaganda: The Formation of Men’s Attitudes. (Knopf. New York. 1965).
Я не думаю, что нужно много говорить об этой работе. Фактически с
момента своего появления она стала классикой теорий пропаганды. Именно в ней
Жак Элюлль впервые вводит в научный оборот понятие «социологическая пропаганда».
Именно здесь был проведен детальный анализ не только методов и технологий
пропаганды, а факторов, обуславливающих ее функционирование, эффективность
воздействия и т.п. На мой взгляд, даже тот небольшой отрывок, который мы
представляем в «Хрестоматии» будет интересен и полезен.
Читать Выпуск № 2.
Жак Эллюль (Jacques
Ellul) (6
января 1912 – 19 мая 1994) -
франц.социолог, юрист по образованию, участвовал в движении Сопротивления во
Франции, в последнее десятилетие проф. университета в г. Бордо. В своих работах затрагивает различные
социологические темы - проблемы техники, государства, революции, политической
пропаганды, утопии, информационного общества.
В 60-е гг., анализируя вопросы техники и государственной власти,
выступал как социальный критик индустриального общества. В книге
"Техника" (1962) (в США издана под названием "Технологическое
общество") прослеживал связь техники с рационализмом, с абстрактным
мышлением, современным знанием. В ряде последующих работ, например
"Аутопсии революции" , ставит под сомнение
прогрессивно-поступательный характер общественного развития,
дает развернутое обличение прогресса во всех его наличных формах.
Раскрыв в ряде работ ("Пропаганда", "Политическая
иллюзия") механизм идеологического манипулирования, ввел в теорию
пропаганды понятие "социологическая пропаганда", под которой
подразумевается воздействие на сознание людей через образ жизни,
через символику и реальный мир социального окружения. Понятие революции, по
мнению Эллюля, утратило реальное содержание. Борьба против неравенства,
эксплуатации, колониализма, империализма, как полагает Эллюль,
в современных условиях не может стать основой революции. Нужна иная революция,
которая изменит не социальные, политические и экономические структуры, а судьбы
человека. Утверждая, что в современном обществе уже невозможны политические
революции, Эллюль провозглашает наступление эпохи
бунтов. Детальное изучение массовых движений 60-х гг., предпринятое Эллюлем,
приводит его к критике утопии как формы массового сознания. В условиях
современного западного общества, по Эллюлю, произошел распад системы ценностей,
поэтому необходимо объявить "крестовый поход" за возрождение
утраченных идеалов, за воскрешение ценностей раннебуржуазной эпохи.