Главная  →  Методы воздействия  →  "Теория и практика пропаганды". Хрестоматия.  → Выпуск № 2. Характеристики пропаганды.

Выпуск № 2. Характеристики пропаганды.

Во втором выпуске «Хрестоматии» представлены выдержки из монографии Ellul, Jacques. Propaganda: The Formation of Men’s Attitudes. (Knopf. New York. 1965).

Я не думаю, что нужно много говорить об этой работе. Фактически с момента своего появления она стала классикой теорий пропаганды. Именно в ней Жак Элюлль впервые вводит в научный оборот понятие «социологическая пропаганда». Именно здесь был проведен детальный анализ не только методов и технологий пропаганды, а факторов, обуславливающих ее функционирование, эффективность воздействия и т.п. На мой взгляд, даже тот небольшой отрывок, который мы представляем в «Хрестоматии» будет интересен и полезен.


Читать Выпуск № 2.

 



Жак Эллюль (Jacques Ellul) (6 января 1912 – 19 мая 1994)  - франц.социолог, юрист по образованию, участвовал в движении Сопротивления во Франции, в последнее десятилетие проф. университета в г. Бордо. В своих работах затрагивает различные социологические темы - проблемы техники, государства, революции, политической пропаганды, утопии, информационного общества. 

В 60-е гг., анализируя вопросы техники и государственной власти, выступал как социальный критик индустриального общества. В книге "Техника" (1962) (в США издана под названием "Технологическое общество") прослеживал связь техники с рационализмом, с абстрактным мышлением, современным знанием. В ряде последующих работ, например "Аутопсии революции" , ставит под сомнение прогрессивно-поступательный характер общественного развития, дает развернутое обличение прогресса во всех его наличных формах. 

Раскрыв в ряде работ ("Пропаганда", "Политическая иллюзия") механизм идеологического манипулирования, ввел в теорию пропаганды понятие "социологическая пропаганда", под которой подразумевается воздействие на сознание людей через образ жизни, через символику и реальный мир социального окружения. Понятие революции, по мнению Эллюля, утратило реальное содержание. Борьба против неравенства, эксплуатации, колониализма, империализма, как полагает Эллюль, в современных условиях не может стать основой революции. Нужна иная революция, которая изменит не социальные, политические и экономические структуры, а судьбы человека. Утверждая, что в современном обществе уже невозможны политические революции, Эллюль провозглашает наступление эпохи бунтов. Детальное изучение массовых движений 60-х гг., предпринятое Эллюлем, приводит его к критике утопии как формы массового сознания. В условиях современного западного общества, по Эллюлю, произошел распад системы ценностей, поэтому необходимо объявить "крестовый поход" за возрождение утраченных идеалов, за воскрешение ценностей раннебуржуазной эпохи. 

 

Выпуск № 2.pdf (884.0 Кбайт)
blog comments powered by Disqus

методы анализа, АНАЛИТИКА,  аналитические обзоры, ПРОПАГАНДА, убеждение, ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, органы власти, методы, технологии, манипуляция, управление, ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, социальное программирование, социальная напряженность, стратегии, стратагемы, методология, ИССЛЕДОВАНИЯ, идеология, патриотическое воспитание, молодежь, устойчивость общества, кейсы, swarming, социальные сети, обучение, конкурентная разведка, PR, реклама, продвижение, маркетинг, СМИ …